ВРЕМЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ ПОДРОСТКОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ «СЯСЬСТРОЙСКАЯ СУДОВЕРФЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

В этом году на базе Дворца детского и юношеского творчества города Сясьстрой в рамках программы временной занятости на период летних каникул подростки вели свою деятельность по социальному проекту «Сясьстройская судоверфь в годы Великой Отечественной войны».
Наставником нашей команды являлась краевед Евгения Серафимовна Халтурина. Она рассказала нам, что Сясьская верфь — первая судостроительная верфь, созданная на Ладожском озере по указу Петра I для строительства кораблей Балтийского флота.
Основана она была в 1702 году по личному указанию Петра I при дворцовом селе Сясьские Рядки, стоявшем на месте впадения реки Сясь в Ладожское озеро. Всего на Сясьской верфи в период с 1702 по 1706 годы было построено 48 судов: 4 фрегата, 6 грузовых шняв, 3 бригантины, одна галера, 3 прама, 5 буеров, 2 флейты, 13 шмаков, 14 прочих судов.
Но из-за того, что верфь постоянно заливало из-за неспокойного Ладожского озера, а защищать её немногочисленными судами, имевшимися в распоряжении петровских войск, со стороны Ладоги было сложно, Указом от 10 декабря 1706 года Сясьскую верфь упразднили и все работы перенесли в Олонецкую верфь, наиболее оборудованную. Непродолжительное время в Сясьских Рядках продолжали строить только небольшие каботажные суда, приспособленные к прибрежному плаванию и не выходившие в открытое море.
История повторилась в середине ХХ века. В годы Великой Отечественной войны, когда 8 сентября 1941 года враг подошёл к берегу Ладожского озера в районе Петрокрепости и тем самым замкнул кольцо блокады, связь с городом поддерживалась только по озеру. Многие суда, находившиеся на озере, были повреждены штормами или потоплены вражеской авиацией. По решению Государственного Комитета Обороны было решено построить верфь рядом с селом Сясьские Рядки Волховского района Ленинградской области.
Цель создания верфи заключалась в строительстве барж для эвакуации населения и промышленного оборудования из блокадного Ленинграда, а также для доставки боеприпасов, продовольствия и медикаментов в осаждённый город. Верфь должна была производить баржи для перевозки грузов, необходимых для обеспечения блокадного Ленинграда.
Для строительства Сяськой судоверфи был направлен строительный батальон, состоящий из более тысячи человек, снятый с фронта. В состав рабочих также вошли подростки в возрасте 14–16 лет из окрестных деревень.
Из архивных источников мы узнали, что в марте-апреле 1942 года для строительства Сясьской судоверфи (Ленинградская область) с верфи имени Желябова Устюженского района Вологодской области было отправлено 58 судовых плотников. В марте была организована бригада плотников из числа женщин в количестве 12 человек.
Вот некоторые факты о работе верфи в годы войны:
15 апреля 1942 года была заложена серия из 10 деревянных барж грузоподъёмностью по 350 тонн, которые были введены в эксплуатацию уже через два месяца.
До 31 октября 1942 года судостроители передали пароходству ещё 20 барж, а 4 ноября была сдана в эксплуатацию 31-я баржа сверх плана — подарок героическим защитникам Ленинграда.
В 1943 году была спроектирована и освоена баржа грузоподъёмностью 600 тонн.
Кроме барж, было освоено производство понтонов, сборных домиков и сухих доков, последние из которых строились грузоподъёмностью до 750 тонн.
В 1945 году верфь была переведена на реку Свирь в посёлок Никольский Подпорожского района.
Коллектив Сясьской верфи внёс свой вклад в прорыв блокады, а затем и в окончательный разгром фашистов под стенами Ленинграда.

Евгения Серафимовна провела поиск информации о судоверфи в архивах и нашла список личного состава Сяськой судоверфи по состоянию на 1 мая 1944 года, в котором было указано 1178 человек. Задача ребят состояла в проверке списков по сайтам и создании электронного архива с информацией о каждом человеке.
Морозова Н.В. (семейный клуб «Петрофлот») и Петрова Т.С. (музей СЦБК) поделились своими материалами — списками лиц, работавших на Сяськой судостроительной верфи и заслуживающих награды «За оборону Ленинграда». После проверки этих списков наша электронная база пополнилась новыми именами — 1255 тружеников судоверфи, из них 511 были женщины.
В последний день работы ребята ещё раз перепроверили списки, подвели итоги и сделали вывод, что работа не из лёгких — требует усидчивости (работа в основном за компьютерами), внимания (приходилось по несколько раз перепроверять каждый список, т. к. в одном списке отчества одно, а в другом другое, но год одинаковый, приходилось разбирать почерк, т. к. список написан вручную и попадались имена и отчества незнакомые…), но всё же с заданием ребята справились. Молодцы!
В ходе работы ребята также привели в порядок территорию вокруг здания ДДЮТ и пропололи клумбы.
Администрация МБУДО ДДЮТ и краевед Евгения Серафимовна Халтурина благодарят всех ребят за проделанную работу.

Педагог-организатор Демидова А.В.

Обсуждение закрыто.