Работа Летней школы для одаренных детей «Паруса надежды» туристско-краеведческой направленности осуществлялась с 1 по 15 июня 2022 года на базе МБУДО ДДЮТ Волховского муниципального района г.Новая Ладога. Педагоги – Чурова Татьяна Станиславовна и Кондратьева Наталия Сергеевна.
Цель программы Летней школы для одаренных детей «Паруса надежды» : формирование у детей познавательного интереса истории родного края через освоение дополнительных знаний о прошлом своей малой Родины.
Задачи программы Летней школы для одаренных детей «Паруса надежды»:
Обучающие
- Познакомить с интересными историческими фактами из истории Новой Ладоги.
- Заинтересовать учащихся изучением истории родного края.
Развивающие
- Формировать способность сравнивать и анализировать.
- Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся.
- Развивать стремление подростков к социальной активности.
Воспитательные:
- Способствовать формированию у детей морально-нравственных основ мышления и поведения исходя из гуманистического мировоззрения.
- Формировать чувство уважения и бережное отношение к своей малой родине, её историческому наследию.
Педагогические задачи:
- Изучение окрестностей Новой Ладоги и бывшей территории Новоладожского уезда
- Ознакомление с основными фактами истории Приладожья, закрепление ранее пройденного материала
- Ориентирование на местности по различным картам
- Изучение народных промыслов и традиций
- Изучение флоры и фауны нашего края
- Пополнение кабинетной коллекции исторических артефактов и древних окаменелостей
- поддержание интереса к краеведению, стимулирование исследовательской деятельности учащихся
Методы работы: пешие походы, экскурсии, фотофиксация, видеофиксация, интернет-исследование, беседы с местными жителями, викторины, квест.
Распределение задач между педагогами:
— краеведение и организация походов и поездок – Чурова Т.С,
— фотовидеофиксация, организационные моменты с детьми – Кондратьева Н.С.
Последовательность работы:
В лагерь было принято 10 детей от 11 до 15 лет, учащихся детского краеведческого объединения «Тайны Новой Ладоги». Начало ежедневной работы лагеря – 9:30. Каждый день из 10 рабочих был посвящён изучению какой-либо территории. Возвращение на базу ежедневно в 13.30, обед в 14.00.
Отчёт о работе Летней школы для одаренных детей «Паруса надежды»
День 1. Пеший поход в слободу Загородье и Креницы.
В программе было:
- Ориентирование по карте города 1912 года;
- Знакомство с историей местности: слобода Загородье и Новая Слобода — таблички страхового общества на старых домах, кузнечное ремесло. Слобода Креницы – история поселения, осмотр деревянной часовни нач. XIX века, знакомство с особенностями деревянной архитектуры, рыболовный промысел;
- Общение с местными рыбаками, осмотр орудий лова – мерёж, кубасов, и пр., наблюдение за процессом просушки и починки мерёж;
- Рыбалка в протоке Волховец;
- Осмотр реликтовой можжевеловой рощи.
День 2. Поездка по интересным местам на берегах Волхова.
Программа:
- Посещение музея истории города Волхов, экскурсия ст. научного сотрудника Н.И. Власовой по музею;
- Ориентирование по карте Новоладожского уезда 1916 года;
- Знакомство с деревней Чернавино, посещение могилы академика живописи В.М. Максимова, беседа о жизни и творчестве художника;
- Осмотр памятника природы «Горчаковщинский водопад».
День 3. Пеший поход в Староладожскую слободу и д. Юшково.
Программа:
- Встреча с интересным человеком, радиолюбителем Алексеем Богдановым; осмотр его коллекции советских радиоприёмников;
- Знакомство с историей местности, осмотр еврейского кладбища;
- Прогулка по Марьиной роще, посещение памятника природы «Нижневолховский», поиск реликтовых растений;
- Знакомство с деревней Юшково и её окрестностями;
- Ориентирование по современной топографической карте
День 4. Поездка в д. Березье и пеший поход по маршруту Березье – Немятово – Глядково.
Программа:
- Изучение истории рыбацких деревень Березье, Немятово, Глядково;
- Ориентирование по спутниковой карте;
- Знакомство с характерными особенностями деревянной архитектуры, осмотр двух деревенских кладбищ, поиск старинных надгробий; посещение деревянной часовни в Немятово;
- Осмотр маяков — памятников, поставленных в память строительства Новосясьского канала;
- Поиск остатков старых деревянных лодок, клеймлёных кирпичей;
- Знакомство с растениями данной местности;
- Встреча с интересным человеком Татьяной Александровной Нечаевой, изучение жизни и быта крестьян по экспонатам из частной коллекции.
День 5. Пеший поход в лес в поисках военной дороги.
Программа:
- Работа с немецкими аэрофотоснимками времён Великой Отечественной войны;
- Поиск лесной дороги от бывшего аэродрома до Черноушевской дороги (т.н. Грязной дороги);
- Ориентирование по спутниковой карте, геолокация;
- Знакомство с растениями лесов и болот.
День 6. Поездка в Сясьские Рядки.
Программа:
- Знакомство с историей местности во время экскурсии местного краеведа Е.С. Халтуриной;
- Осмотр памятников истории и культуры;
- Осмотр деревянного 184-летнего дома, беседа с хозяином дома;
- Посещение храма Успения Пресвятой Богородицы;
- Знакомство с местным некрополем;
- Прогулка по Старому и Новому каналам;
- Посещение Суворовского колодца.
День 7. Пешая экскурсия по Новой Ладоге.
Программа:
- Прогулка по проспекту К. Маркса с поиском исторических деталей в архитектуре;
- Поиск самого старого каменного дома в городе, изучение особенностей каменной кладки разных столетий;
- Изучение истории Николо-Медведского монастыря;
- Посещение музея в колокольне;
- Знакомство с историческим некрополем;
- Рыбалка в устье Екатерининского канала и плетение венков из одуванчиков.
День 8. Поездка к реке Лаве.
Программа:
- Знакомство с историей местности;
- Ориентирование по карте Новоладожского уезда 1916 года;
- Изучение памятника природы — каньона реки Лава;
- Осмотр старинного арочного моста постройки начала XIX века;
- Путешествие по каньону реки, вниз по течению;
- Поиск окаменелых ископаемых беспозвоночных животных.
День 9. Работа на некрополе в Новой Ладоге.
Программа:
- Знакомство с захоронениями ветеранов Великой Отечественной войны на гражданском кладбище;
- Уборка на могилах: прополка, очистка надгробий;
- Участие в краеведческой викторине;
- Отдых на скейт-площадке.
День 10. Подведение итогов.
Программа:
- Квест «Найди клад»;
- Посещение выставки «Время Петрово» в Суворовском музее;
- Картография;
- Награждение победителей краеведческого соревнования.
Результаты работы лагеря.
За 10 дней работы лагеря ребята узнали много нового и интересного из различных областей краеведения.
Научились ориентироваться по картам.
Научились производить поиск по фотографии в Интернете и определять научные названия растений.
Нашли охраняемые растения, занесённые в Красную книгу России, это Прострел обыкновенный и Армерия Обыкновенная. Также ознакомились и с некоторыми растениями, занесёнными в Красную книгу Ленинградской области.
Случайно познакомились с некоторыми представителями фауны: увидели двух лосей, птенца кулика.
Узнали о необычных и интересных природных и географических объектах.
Отрабатывали методы краеведческого исследования.
Закрепили навык общения с местными жителями и краеведами.
Наметили темы для новых краеведческих исследований.
Научились по всем правилам совершать однодневные пешие походы.
Получили много новых, ярких впечатлений.
Проверили себя на выносливость, товарищество и взаимопомощь. Если в первый день между ребятами было некоторое стеснение и недоверие, то в последний день все были открытыми, доброжелательными, радовались друг за друга.
В последний день нарисовали карту города и окрестностей, отметили флажками посещённые места.
Почти все озвучили своё желание в следующем году летом вновь посещать краеведческий лагерь.
Кроме того планируется сделать видеофильм (Кондратьева Н.С.).
Выражаем большую благодарность водителю Юрию Алексеевичу за доброжелательное отношение к детям и педагогам!
Пожелание педагога Чуровой Т.С. на следующее лето: продолжить работу Летней школы для одаренных детей «Паруса надежды».
Составила отчет Чурова Т.С.- педагог дополнительного образования