Отчёт о работе Летней школы для одаренных детей «Паруса надежды»

Работа  Летней школы для одаренных детей  «Паруса надежды» туристско-краеведческой направленности осуществлялась с 1 по 15 июня 2022 года на базе МБУДО ДДЮТ Волховского муниципального района г.Новая Ладога. Педагоги – Чурова Татьяна Станиславовна и Кондратьева Наталия Сергеевна.

Цель программы Летней школы для одаренных детей  «Паруса надежды»   : формирование у детей познавательного интереса истории  родного края через освоение дополнительных знаний о прошлом своей малой Родины.

Задачи программы Летней школы для одаренных детей  «Паруса надежды»:

Обучающие

  1. Познакомить с интересными историческими фактами из истории Новой Ладоги.
  2. Заинтересовать учащихся изучением истории родного края.

         Развивающие

  1. Формировать способность сравнивать и анализировать.
  2. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся.
  3. Развивать стремление подростков к социальной активности.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию у детей морально-нравственных основ мышления и поведения исходя из гуманистического мировоззрения.
  2. Формировать чувство уважения и бережное отношение к своей малой родине, её историческому наследию.

Педагогические задачи:

  • Изучение окрестностей Новой Ладоги и бывшей территории Новоладожского уезда
  • Ознакомление с основными фактами истории Приладожья, закрепление ранее пройденного материала
  • Ориентирование на местности по различным картам
  • Изучение народных промыслов и традиций
  • Изучение флоры и фауны нашего края
  • Пополнение кабинетной коллекции исторических артефактов и древних окаменелостей
  • поддержание интереса к краеведению, стимулирование исследовательской деятельности учащихся

Методы работы: пешие походы, экскурсии, фотофиксация, видеофиксация, интернет-исследование, беседы с местными жителями, викторины, квест.

Распределение задач между педагогами:

— краеведение и организация походов и поездок – Чурова Т.С,
— фотовидеофиксация, организационные моменты с детьми – Кондратьева Н.С.

 Последовательность работы:

В лагерь было принято 10 детей от 11 до 15 лет, учащихся детского краеведческого объединения «Тайны Новой Ладоги». Начало ежедневной работы лагеря – 9:30. Каждый день из 10 рабочих был посвящён изучению какой-либо территории. Возвращение на базу ежедневно в 13.30, обед в 14.00.

Отчёт о работе Летней школы для одаренных детей «Паруса надежды»

День 1. Пеший поход в слободу Загородье и Креницы.

В программе было:

  • Ориентирование по карте города 1912 года;
  • Знакомство с историей местности: слобода Загородье и Новая Слобода — таблички страхового общества на старых домах, кузнечное ремесло. Слобода Креницы – история поселения, осмотр деревянной часовни нач. XIX века, знакомство с особенностями деревянной архитектуры, рыболовный промысел;
  • Общение с местными рыбаками, осмотр орудий лова – мерёж, кубасов, и пр., наблюдение за процессом просушки и починки мерёж;
  • Рыбалка в протоке Волховец;
  • Осмотр реликтовой можжевеловой рощи.

День 2. Поездка по интересным местам на берегах Волхова.

Программа:

  • Посещение музея истории города Волхов, экскурсия ст. научного сотрудника Н.И. Власовой по музею;
  • Ориентирование по карте Новоладожского уезда 1916 года;
  • Знакомство с деревней Чернавино, посещение могилы академика живописи В.М. Максимова, беседа о жизни и творчестве художника;
  • Осмотр памятника природы «Горчаковщинский водопад».

День 3. Пеший поход в Староладожскую слободу и д. Юшково.

Программа:

  • Встреча с интересным человеком, радиолюбителем Алексеем Богдановым; осмотр его коллекции советских радиоприёмников;
  • Знакомство с историей местности, осмотр еврейского кладбища;
  • Прогулка по Марьиной роще, посещение памятника природы «Нижневолховский», поиск реликтовых растений;
  • Знакомство с деревней Юшково и её окрестностями;
  • Ориентирование по современной топографической карте

День 4. Поездка в д. Березье и пеший поход по маршруту Березье – Немятово – Глядково.

Программа:

  • Изучение истории рыбацких деревень Березье, Немятово, Глядково;
  • Ориентирование по спутниковой карте;
  • Знакомство с характерными особенностями деревянной архитектуры, осмотр двух деревенских кладбищ, поиск старинных надгробий; посещение деревянной часовни в Немятово;
  • Осмотр маяков — памятников, поставленных в память строительства Новосясьского канала;
  • Поиск остатков старых деревянных лодок, клеймлёных кирпичей;
  • Знакомство с растениями данной местности;
  • Встреча с интересным человеком Татьяной Александровной Нечаевой, изучение жизни и быта крестьян по экспонатам из частной коллекции.

День 5. Пеший поход в лес в поисках военной дороги.

Программа:

  • Работа с немецкими аэрофотоснимками времён Великой Отечественной войны;
  • Поиск лесной дороги от бывшего аэродрома до Черноушевской дороги (т.н. Грязной дороги);
  • Ориентирование по спутниковой карте, геолокация;
  • Знакомство с растениями лесов и болот.

День 6. Поездка в Сясьские Рядки.

Программа:

  • Знакомство с историей местности во время экскурсии местного краеведа Е.С. Халтуриной;
  • Осмотр памятников истории и культуры;
  • Осмотр деревянного 184-летнего дома, беседа с хозяином дома;
  • Посещение храма Успения Пресвятой Богородицы;
  • Знакомство с местным некрополем;
  • Прогулка по Старому и Новому каналам;
  • Посещение Суворовского колодца.

День 7. Пешая экскурсия по Новой Ладоге.

Программа:

  • Прогулка по проспекту К. Маркса с поиском исторических деталей в архитектуре;
  • Поиск самого старого каменного дома в городе, изучение особенностей каменной кладки разных столетий;
  • Изучение истории Николо-Медведского монастыря;
  • Посещение музея в колокольне;
  • Знакомство с историческим некрополем;
  • Рыбалка в устье Екатерининского канала и плетение венков из одуванчиков.

День 8. Поездка к реке Лаве.

Программа:

  • Знакомство с историей местности;
  • Ориентирование по карте Новоладожского уезда 1916 года;
  • Изучение памятника природы — каньона реки Лава;
  • Осмотр старинного арочного моста постройки начала XIX века;
  • Путешествие по каньону реки, вниз по течению;
  • Поиск окаменелых ископаемых беспозвоночных животных.

День 9. Работа на некрополе в Новой Ладоге.

Программа:

  • Знакомство с захоронениями ветеранов Великой Отечественной войны на гражданском кладбище;
  • Уборка на могилах: прополка, очистка надгробий;
  • Участие в краеведческой викторине;
  • Отдых на скейт-площадке.

День 10. Подведение итогов.

Программа:

  • Квест «Найди клад»;
  • Посещение выставки «Время Петрово» в Суворовском музее;
  • Картография;
  • Награждение победителей краеведческого соревнования.

Результаты работы лагеря.

За 10 дней работы лагеря ребята узнали много нового и интересного из различных областей краеведения.

Научились ориентироваться по картам.

Научились производить поиск по фотографии в Интернете и определять научные названия растений.

Нашли охраняемые растения, занесённые в Красную книгу России, это Прострел обыкновенный и Армерия Обыкновенная. Также ознакомились и с некоторыми растениями, занесёнными в Красную книгу Ленинградской области.

Случайно познакомились с некоторыми представителями фауны: увидели двух лосей, птенца кулика.

Узнали о необычных и интересных природных и географических объектах.
Отрабатывали методы краеведческого исследования.
Закрепили навык общения с местными жителями и краеведами.
Наметили темы для новых краеведческих исследований.
Научились по всем правилам совершать однодневные пешие походы.
Получили много новых, ярких впечатлений.

Проверили себя на выносливость, товарищество и взаимопомощь. Если в первый день между ребятами было некоторое стеснение и недоверие, то в последний день все были открытыми, доброжелательными, радовались друг за друга.

В последний день нарисовали карту города и окрестностей, отметили флажками посещённые места.

Почти все озвучили своё желание в следующем году летом вновь посещать краеведческий лагерь.

Кроме того планируется сделать видеофильм (Кондратьева Н.С.).

Выражаем большую  благодарность водителю Юрию Алексеевичу за доброжелательное отношение к детям и педагогам!

Пожелание педагога Чуровой Т.С. на следующее лето: продолжить работу  Летней школы для одаренных детей  «Паруса надежды».

Составила отчет Чурова Т.С.- педагог дополнительного образования

Обсуждение закрыто.